В статье разъяснен порядок действий, предписанный иностранным физическим лицам, находящимся по месту пребывания, при их регистрации на территории РФ, рассмотрена процедура подачи уведомления о прибытии иностранного гражданина принимающей стороной, приведены нормы, регламентирующие административную ответственность за нарушение правил миграционного учёта иностранных граждан.

Содержание статьи

  1. Подача уведомления о прибытии иностранного гражданина в РФ
  2. Постановка на учет по месту пребывания иностранца
  3. Подача уведомления о прибытии по почте
  4. Ответственность за неподачу уведомления

Подача уведомления о прибытии иностранца в место пребывания

Административная функция учёта иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранцев), находящихся в России, выполняют органы МВД на основании официального документа - уведомления о прибытии. По правилам, установленным российским миграционным законодательством, оформление и предъявление этого документа в органы УВМ обязана выполнять принимающая сторона. Принимающей стороной может быть гражданин РФ, иностранный гражданин, находящийся в России на законных основаниях, дипломатическое (консульское) учреждение, юридическое лицо или иная организация.

При наличии уважительных причин, которые не позволяют принимающей стороне выполнить возложенную на неё обязанность, иностранец самостоятельно заполняет форму уведомления и предъявляет её в уполномоченный орган. Для того, чтобы надлежащим образом исполнить требования закона, необходимо придерживаться следующего порядка действий, которые мы условно разделим на этапы.

На первом этапе следует подготовить документы, необходимые для заполнения формы бланка уведомления о прибытии иностранца в место пребывания.

Перечень документов следующий:

  • письменное согласие принимающей стороны на пребывание иностранца (оригинал);
  • документ, удостоверяющий личность и его копия;
  • копии документа, удостоверяющего личность принимающей стороны (необходимы в случае личного обращения иностранца в орган УВМ);
  • копии документов, подтверждающих невозможность уведомления госоргана принимающей стороной (при личном обращении иностранца в орган УВМ);
  • если иностранец прибыл в новое место пребывания, то от него потребуется отрывная часть уведомления с прежнего места пребывания;
  • если принимающая сторона является высококвалифицированным специалистом, то прибывшему члену его семьи потребуется оригинал и копия документа, который подтверждает его родство;
  • иные документы, например, копия правоустанавливающего документа на жилое помещение или миграционной карты иностранца, могут предоставляться факультативно, то есть дополнительно и не в обязательном порядке.

На втором этапе нужно определиться кто – иностранец или принимающая сторона, будет уведомлять орган УВМ о прибытии иностранного гражданина в место пребывания?

Решить этот вопрос важно безотлагательно, так как выполнить обязанность, предписанную законом, требуется в сроки, установленные миграционным законодательством. Пропуск срока постановки на учёт чреват привлечением к административной ответственности, со всеми вытекающими из этого факта неблагоприятными последствиями.

Общий срок, в течении которого иностранец должен быть зарегистрирован в органе УВМ определен семью рабочими днями. Прочие сроки зависят как от категорий иностранцев, так и иных обстоятельств. Например, для лиц, не имеющих места для проживания или расположившихся в гостинице срок составляет один рабочий день. А вот для членов семьи высококвалифицированного специалиста уведомление о прибытии в место пребывания подается, если срок пребывания РФ иностранца составляет свыше девяносто календарных дней.

Третьей, заключительной стадией рассматриваемой процедуры, является постановка на учёт иностранного гражданина и его регистрация в месте пребывания.

Постановка на учёт иностранца по месту пребывания в РФ

Разобравшись с тем, кто будет уведомлять госорган для постановки на учёт иностранного гостя, следует заполнить бланк рассматриваемого документа. Скачать банк действующей формы уведомления можно по ссылке.

Рассматриваемый документ заполняется лицом, которое в последующем будет его предъявлять в орган УВМ. Далее, к заполненному уведомлению прилагаются копии документов, после чего весь пакет бумаг предаётся или направляется в миграционную службу одним из следующих способов:

  • путем личной передачи на приёме у специалиста территориального органа УВМ;
  • посредством обращения в МФЦ – многофункциональный центр, расположенный по месту пребывания иностранного гражданина;
  • через почтовый сервис, почтовым отправлением.

С образцом заполнения акта, который поможет самостоятельно оформить документ, можно ознакомиться здесь.

Приняв уведомление о прибытии, сотрудник УВМ проводит проверку достоверности изложенных в нём данных сведениям приобщенных в копиях документов. Далее, в бланке формы проставляется отметка о его принятии, а отрывная часть возвращается предъявителю. Эта отметка, заверяется подписью должностного лица (сотрудника УВМ), с обязательной расшифровкой его фамилии, указанием должности, что является подтверждением надлежащего исполнения обязанности по уведомлению уполномоченного органа о прибытии иностранного физического лица на территорию Российской Федерации.

В последующем, в трёхдневный срок все сведения о прибывшем иностранце вносятся в единую базу государственной системы информационного миграционного учёта – ГИСМУ.

Как подать уведомление о прибытии иностранца в место пребывания по почте

Наиболее оптимальным, с точки зрения организационных и временных затрат, является направление уполномоченным лицом или иностранным подданным уведомления с пакетом документов по почте.

При этом отправитель заполняет бланк в двух экземплярах. Сотрудник ФГУП «Почта России» проверяет правильность оформления формы акта. Все прилагаемые к нему документы включаются в опись почтового вложения, которая также проверяется сотрудником почтовой службы. Опись вложения почтового отправления подписывается отправителем, а подлинность его подписи удостоверяется подписью оператора почтового отделения.  

Сообщение о нахождении иностранца в месте пребывания, принимается к отправке сотрудником ФГУП «Почта России» исключительно при предъявлении отправителем   - принимающей стороной документа, удостоверяющего его личность. Таким документом является паспорт гражданина РФ или паспорт иностранца, постоянно проживающего и, имеющего вид на жительство в России. Если отправителем является сотрудник организации, действующий по поручению и в интересах принимающей стороны, то его полномочия должны подтверждаться доверенностью, оформленной в соответствии со статьями 185-186 ГК РФ.

По желанию отправителя, для постановки на миграционный учет по месту нахождения иностранного гражданина, в орган УВМ может быть направлена копия миграционной карты иностранного подданного. В соответствии с действующим Административным регламентом, определяющим порядок миграционного учёта, должностные лица УВМ инициируя запросы, проверяют сведения об иностранцах. Эта информация предоставляется из ресурсов единой государственной информационной системы миграционного учёта.

Стоимость почтовой услуги по приему и пересылке, рассмотренного пакета документов, включающего уведомление о прибытии иностранного подданного в место пребывания, является платной.  Оплата осуществляется заказчиком, которому выдаётся кассовый чек, экземпляр описи вложений почтового отправления и талон уведомления. Названные документы заверяются подписью почтового служащего и на них проставляется штемпель. Эти три документа являются доказательствами, подтверждающими надлежащее выполнение обязанности принимающей стороной по оформлению миграционного учёта иностранца, прибывшего в РФ.

Ответственность за нарушение порядка подачи уведомления о прибытии иностранца

Действующее миграционное законодательство возлагает обязанность по осуществлению уведомления органа УВМ о прибытии иностранного физического лица в РФ в первую очередь на принимающую сторону. Ненадлежащее исполнение такой обязанности, выражающееся в не уведомлении или нарушении сроков уведомления миграционной службы о прибытии иностранного лица в РФ, влечет за собой привлечение к административной ответственности.

Такие действия, если они не содержат признаков преступления, квалифицируются по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа:

  • от 2000 рублей до 4000 рублей – на граждан;
  • от 40000 рублей до 50000 рублей – на должностных лиц;
  • от 400000 до 500000 рублей – на юридические лица.

Иностранные граждане, а равно и лица без гражданства, которые нарушили правила миграционного учёта и не уведомили или нарушили сроки уведомления миграционной службы о своём прибытии в РФ, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере от 2000 рублей до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

 

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет опубликован на сайте.