Статья рассматривает вопросы квалификации действий водителей при назначении наказания за оставление места дорожно-транспортного происшествия, а также вопросы освобождения от административной и уголовной ответственности за уезд с места ДТП.

Содержание статьи:

  1. В каких случаях уезд с места ДТП считается умышленным
  2. Административная ответственность нарушителя по статье 12.27 КоАП РФ
  3. Уголовная ответственность водителя, незаконно покинувшего место аварии
  4. Освобождение от ответственности водителя, покинувшего место происшествия

Водители - участники ДТП покидают место аварии по разным причинам. Мотивы и цели такого поведения различны. Для одних – это способ избежать наказания за совершенное дорожное происшествие, другие скрываются, для того, чтобы не афишировать своё участие в дорожном инциденте, третьи находят причиненный ущерб незначительным и, не желая тратить драгоценное время на оформление документов о происшествии, не сообщают о нём в ГИБДД.

Умышленное оставление места дорожно-транспортного происшествия водителем транспортного средства

Вне зависимости от причин, по которым водитель скрылся с ДТП, не оформив свой уезд надлежащим образом, наступает ответственность. Как будут квалифицироваться действия такого участника аварии зависит от множества факторов, среди которых –  тяжесть последствий ДТП, его обстоятельства и причины, наличие вины водителя в нарушении ПДД.

При анализе действий нарушителя важно установить с какой формой вины оно было совершено. От этого зависит по какой норме закона будет наступать ответственность и какое наказание будет назначено скрывшемуся водителю.

Правовой основой, устанавливающей обязанности водителя причастного к ДТП, для решения вопроса о привлечении к ответственности за оставление места происшествия являются нормы п. п. 2.5, 2.6, 2.6.1 Правил дорожного движения РФ.

Пункт 2.5 ПДД РФ, устанавливает:

при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Как видно, данная норма предписывает водителю первую обязанность - «не трогать с места» транспортное средство, участвовавшее в происшествии.

Пункт 2.6 ПДД РФ предписывает:

если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан: …записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Вторая обязанность водителя при ДТП с пострадавшими – находиться на месте происшествия до прибытия сотрудников полиции.

Пункт 2.6.1 Правил, предписывает водителям порядок действий при происшествиях без пострадавших.  Анализ данной нормы позволяет сделать выводы о том, при каких условиях водитель имеет право на законных основаниях оставить место происшествия.

А).  В случае разногласий в оценке причин дорожной аварии, после уведомления полиции о происшествии по указанию сотрудников полиции, для следования к ближайшему посту ДПС (ОВД) с целью оформления документов, после фиксации обстоятельств и следов происшествия;

В). При отсутствии разногласий в оценке причин дорожной аварии о происшествии полиция не уведомляется. Решение об оставлении места происшествия принимается водителями самостоятельно в следующих ситуациях:

  • для следования к ближайшему посту ДПС (ОВД) для составления документов о дорожном происшествии, после фиксации обстоятельств и следов аварии;
  • для составления Европротокола;

Подробности читайте: Как оформить Европротокол и извещение о ДТП

  • если у каждого из водителей отсутствует необходимость в оформлении документов.

Лицам, привлекаемым к ответственности следует помнить о том, что наказание может быть определено, как по нормам статьи 12.27 кодекса об административных правонарушениях – КоАП РФ, так и по статье 125 Уголовного кодекса – УК РФ. Доказанный умысел, направленный на неисполнение обязанностей водителя, причастного к дорожно-транспортному происшествию, является основанием для привлечения нарушителя к правовой ответственности.

Не вдаваясь в теоретические аспекты понятия категории «умысел» поясним, что умышленными действиями являются осознанные и желаемые действия лица, цель которого заключается в преднамеренном неисполнении обязанностей, указанных в рассмотренных выше нормах ПДД. Примером явного и незавуалированного умысла является уезд с места происшествия водителя, совершившего встречное столкновение.

Часто умысел нарушителя носит скрытый характер. Например, при касательном наезде на стоящее транспортное средство в местах общей парковки, когда водитель движущегося автомобиля не выдерживает безопасный интервал между своим и стоящим рядом автомобилем, повреждает его, после чего уезжает с места аварии в надежде остаться незамеченным.  

dtp sh4

Административная ответственность и наказание водителя за оставление места дорожно-транспортного происшествия

Нормой, устанавливающей административную ответственность водителей, покинувших место дорожно-транспортной аварии является часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ которая гласит:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение рассматриваемого правонарушения, согласно статье 4.5 КоАП РФ, составляет три месяца. Начало течения срока исчисляется с момента оставления места дорожно-транспортного происшествия.

Статья по теме: Порядок привлечения к административной ответственности

Наказание определяется мировым судьёй по результатам рассмотрения административного протокола, составленного сотрудником ГИБДД. При этом административный арест считается более тяжкой мерой ответственности и применяется к лицам, не имеющим прав на управления т/с или совершившим ранее однородные правонарушения, то есть предусмотренные главой 12 КоАП.

Не применяется рассматриваемая мера к следующим категориям водителей (часть 2 статья 3.9 КоАП) :

  • беременным женщинам;
  • женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет;
  • лицам, не достигшим возраста 18 лет,
  • инвалидам I и II групп;
  • военнослужащим и иным категориям служащих, указанных в законе.

Уголовная ответственность и наказание водителя за оставление места дорожно-транспортного происшествия

Уголовная ответственность за противоправное оставление места ДТП представлена составом преступления, предусмотренного статьёй 125 УК РФ «Оставление в опасности»: Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

Пленум Верховного суда для правильного понимания и применения рассматриваемой нормы разъясняет термин «заведомость», предлагая понимать случаи, когда водитель транспортного средства осознавал опасность для жизни или здоровья потерпевшего, который был лишен возможности самостоятельно обратиться за медицинской помощью вследствие малолетства, старости, болезни или беспомощного состояния (например, в случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.).

Данное деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести и предусматривает широкий спектр наказаний от штрафа до лишения свободы на срок до одного года.

Защита водителя по делам об оставлении места дорожно-транспортного происшествия

Одним из важнейших направлений деятельности адвокатов и юристов, специализирующихся на защите прав и законных интересов автомобилистов является защита от незаконного привлечения к ответственности водителей, покинувших место дорожной аварии при вынужденных или спорных обстоятельствах. Для сотрудников ГИБДД, факт отсутствия водителя на месте происшествия в момент их прибытия, является основанием для возбуждения дела по статье 12.27 часть 2 КоАП РФ.

Также, нередко водители первоначально договариваются о возмещении ущерба без вызова сотрудников полиции и не оформляют надлежащим образом такое соглашение. Позже от потерпевшего появляется заявление в ГИБДД о случившемся инциденте и привлечении второго участника к ответственности за уезд с места аварии.

Распространённой причиной, по которой водители умышленно уезжают или покидают место аварии, бросив автомобиль, являются угрозы, а часто и применение физического и психологического насилия со стороны других участников или «групп поддержки».

Нередки случаи происшествий, при которых водитель, управляя автомобилем, незначительно и незаметно для себя причиняет ущерб третьим лицам. Не осознавая факта касательного столкновения и своей причастности к дорожной аварии, он неумышленно покидает её место.

Во всех рассмотренных выше примерах, необходимо защищаться от необоснованного привлечения к ответственности. Однако не стоит усугублять своё положение, прибегая к неправовым средствам, например, предлагать деньги полицейским. Велик шанс потерять и водительские права, и деньги, и даже свободу (статья 291 УК РФ «Дача взятки»). Настоятельно рекомендуем привлечь к делу адвоката и отстаивать свои права законными методами.

В заключение статьи обращаем внимание наших читателей на возможность получения юридической консультационной помощи по вопросам, вытекающим из темы, рассмотренной в настоящей статье.

 

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет опубликован на сайте.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить