В статье рассмотрены вопросы квалификации действий водителей по статье 12.18 КоАП РФ за непропуск пешеходов, даны разъяснения относительно порядка оспаривания и обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности за непредоставления преимущества в движении пешеходам.

Содержание статьи

  1. Что означает термин «непредоставление преимущества»
  2. В каких случаях водитель обязан уступить дорогу пешеходу
  3. Ответственность и наказание водителя не пропуск пешехода
  4. Оспаривание и обжалование постановления

Безудержный рост аварийности и травматизма на российских дорогах является излюбленной темой для обсуждения сотрудниками ГИБДД эффективности собственной служебной деятельности. Они оценивают свою работу путём сравнительного анализа количественных показателей ДТП и пострадавших в них людей. По статистическим данным ГИБДД ежегодно на пешеходных переходах страны регистрируется до 20000 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает до 1300 человек. Остальные пешеходы – участники ДТП, получают травмы различной степени тяжести. Большинство происшествий являются следствием нарушений водителями транспортных средств преимущества на движение пешеходов.

К сожалению, на сегодняшний день, на российских дорогах нет безопасных мест ни для водителей, ни для пешеходов. Положение дел таково – сотрудники ГИБДД беспощадно и не всегда законно штрафуют водителей, нарушивших права пешеходов, а пешеходы, продолжают гибнуть и получать травмы.

Понятие термина «непредоставление преимущества пешеходам»

Согласно ПДД РФ: «Преимущество (приоритет)», – это право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения. То есть в указанных правилами случаях, водитель, при управлении транспортным средством, обязан предоставить пешеходу преимущественное право на движение.

Понятие словосочетания «предоставление преимущества» прямо связано с терминами «уступить дорогу» и «не создавать помех». Разберемся подробнее, что они обозначают? Суть этих выражений сформулирована в Правилах как требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Таким образом, если действия водителя, управляющего транспортным средством, могут повлечь за собой изменение пешеходом скорости и (или) траектории движения, то в действиях такого лица имеются все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В каких случаях водитель обязан уступить дорогу пешеходам

Правила дорожного движения содержат описания ситуаций, в которых водители транспортных средств обязаны предоставить преимущество в движении пешеходам, то есть обеспечить им возможность двигаться в первоочередном порядке:

  • Согласно пункта 14.3 ПДД РФ: при включении разрешающего движение транспортному средству сигнала светофора, его водитель обязан уступить дорогу пешеходам, завершающим переход дороги на регулируемом перекрестке данного направления.
  • Согласно пункта 14.1 ПДД РФ: у водителя, приближающегося к пешеходному переходу, возникает обязанность не создавать помех для движения пешеходам, движущимся по проезжей части дороги или вступивших на дорогу и, намеревающихся перейти её.
  • Согласно пункта 14.2 ПДД РФ: когда перед нерегулируемом пешеходном переходом, транспортные средства, движущиеся в его направлении, снижают скорость или останавливаются, то водители прочих т/с движущихся попутно, обязаны снизить скорость или произвести остановку для предоставления возможности перехода пешеходами проезжей части. Возобновлять движение допускается только после завершения перехода дороги пешеходами.  
  • Согласно пункта 14.6 ПДД РФ: при посадке - высадке пассажиров с участка проезжей части дороги, а равно и с посадочной площадки, расположенной на ней, водители обязаны должен уступать дорогу пешеходам, следующим к маршрутному транспортному средству или от него.
  • Согласно пункта 14.5 ПДД РФ: водители т/с в любом месте и в любых случаях уступают дорогу пешеходам, подающим сигнал белой тростью (слепые пешеходы).

Привлечение к ответственности за непредоставление преимущества в движении пешеходам

Рассмотренный в предыдущем вопросе перечень ситуаций, при которых невыполнение водителями обязанности уступить дорогу пешеходам, может повлечь за собой наступление административной ответственности, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Такие неправомерные действия водителей, допустивших нарушения пунктов 14.1-14.6 ПДД РФ, квалифицируются по статье 12.18 КоАП РФ:

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Федеральным законом, подписанным Президентом РФ 30.10.2017 года, размер штрафа за непропуск водителями транспортных средств пешеходов и велосипедистов, увеличен до 2500 рублей. Таким образом, теперь размер штрафа по статье 12.18 КоАП РФ варьируется от 1500 до 2500 рублей.

Вся информация о штрафах за нарушения Правил дорожного движения изложена в профильной статье:

Выявление нарушителей, составление административных протоколов и вынесение постановлений по ним, отнесено законом к компетенции сотрудников ГИБДД. До последнего времени рассматриваемые нарушения выявлялись исключительно сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД путем визуального наблюдения за дорожным движением. При этом факты отдельных нарушений дорожные полицейские фиксируют при помощи фото-видео устройств. В дальнейшем, материалы фото и видео съёмки приобщаются к административному производству, о чём делается отметка в протоколе и постановлении о назначении наказания.

Относительно недавно, с начала 2016 года, нарушения преимущественных прав на движение пешеходов стали фиксировать камерами ГИБДД, работающими в автоматическом режиме. Постановления о штрафах в таких случаях выносятся в отношении лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, запечатленные при съемке. Постановления о штрафах ГИБДД направляются по почте в трёхдневный срок с момента их вынесения в форме письменного документа.

пешеходный переход

Если лицо, привлеченное к административной ответственности, зарегистрировано в базе Единого портала «Госуслуги», то при согласии, в его личный кабинет направляется постановление в форме электронного документа. Обжалование таких постановлений имеет свою специфику.

Подробности в статье:

Оспаривание и обжалование постановления ГИБДД за непредоставление преимущества в движении пешеходам

Если административное правонарушение было выявлено на месте его совершения, то водитель, не согласный с трактовкой его действий полицейским, должен предпринять ряд мер, которые в последующем помогут обжаловать незаконное постановление по делу об административном правонарушении.

Например, водитель в праве потребовать от инспектора ГИБДД остановить пешехода, которому, по мнению полицейского, было создано препятствие, и выяснить: была ли создана помеха для его движения? Объяснения пешехода должны быть записаны и приобщены к материалам дела. Если инспектор игнорирует требования водителя, то последний должен это отразить в своих письменных пояснениях («помех пешеходу не создавал, в ходатайстве об опросе пешехода ИДПС Петров А.Б. отказал»).  

При несогласии с нарушением, требуйте от полицейского ДПС составления протокола по делу об административном правонарушении в связи с непризнанием вины. Своё требование отразите в графе «объяснения нарушителя» постановления по делу об АПН. В этом случае инспектор обязан составить административный протокол.

О том, как действовать при составлении протокола, читайте в статье:

За стадией оформления и вынесения постановления о по делу об АПН, при оспаривании факта нарушения, следует стадия обжалования постановления о виновности и назначении наказания. Для успешного обжалования решения сотрудника ДПС, важно установить и доказать отсутствие помех для движения пешехода при движении транспортного средства в его направлении. Иными словами, если действия водителя не повлекли для пешехода необходимости изменить скорость и траекторию движения, то состав правонарушения, предусмотренного статьей 12.18 КоАП РФ отсутствует.

Оформление и подача жалобы на постановление ГАИ за нарушение правил, регламентирующих право на преимущественное движение пешеходов, производится в порядке и сроки, установленные главой 30 КоАП РФ. Вопросы, которые часто возникают при составлении, подаче и рассмотрении таких жалоб, нами подробно рассмотрены в статьях:

 

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет опубликован на сайте.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить