В настоящей статье рассматриваются основные правила проведения митингов и иных массовых мероприятий, нарушение которых может повлечь за собой привлечение к правовой ответственности, также в предложенном материале имеются рекомендации лицам, незаконно привлеченным к ответственности за участие в несанкционированном митинге.

 Содержание статьи:

  1. Основы законодательства о митингах
  2. Ответственность за несанкционированный митинг
  3. Какие действия участников митинга считаются противоправными
  4. Защита участников митинга при незаконном привлечении к ответственности

Основы законодательства РФ о митингах

Общественно-политическая жизнь в современной России находится в состоянии постоянной положительной динамики, что является важным показателем уровня развития гражданского общества и его членов. Принятая 12 декабря 1993 года всенародным голосованием Конституция Российской Федерации, наделила россиян множеством прав, в числе которых право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31).

Высшая юридическая сила Конституции, согласно статьи 15 Основного закона, устанавливает её прямое действие на всей территории Российской Федерации. Это значит, что все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Право на мирный митинг является конституционным правом гражданина РФ. Вместе с тем, такие мероприятия требуют надлежащей организации и согласования с органами государственной и муниципальной власти. То есть нельзя произвольно собраться и митинговать, пикетировать или просто шествовать без получения санкции уполномоченных органов.

Такое положение также является конституционным и вытекает из статьи 55 часть 3, которая позволяет ограничивать путем принятия федерального закона права и свободы человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Актом, который регламентирует порядок проведения массовых общественно-политических мероприятий, является Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту – Федеральный закон). Исходя из такого положения вещей, недопустимо одностороннее толкование положений Конституции РФ о безусловном, не ограниченном праве на митинг.   

В виду того, что не всегда такого рода мероприятия проводятся в рамках, установленных законом, за нарушение порядка организации и проведения митингов, демонстраций, шествий, пикетирований, предусматривается административная, а в ряде случаев и уголовная ответственность.

Ответственность за несанкционированный митинг

Нравится это кому-либо или не нравится, но несанкционированный митинг или иное мероприятие, подпадающее под действие Федерального закона, является заведомо незаконным мероприятием, вне зависимости от причин, по которым не было получено согласование на его проведение.

Несмотря на то, что организационные правила проведения публичного мероприятия предусматривают уведомительный характер, в его проведении может быть отказано в соответствии счастью 3 статьи 12 Федерального закона. Следует знать, что статья 5.38 КРФ об АП позволяет привлекать лиц, виновных в нарушении законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, за воспрепятствование в реализации прав граждан на проведение указанных мероприятий.

Отказ в согласовании проведения митинга может быть обжалован на основании статьи 19 Федерального закона. Таким образом, без согласования или решения суда, по которому такой отказ признан незаконным, проведение митинга будет считается несанкционированным.

Закон предусматривает административную ответственность как организаторов, так и участников несанкционированного митинга. Первые, при нарушении порядка организации мероприятия, могут быть привлечены по части 1 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КРФ об АП), вторые - по части 6.1 КРФ об АП.

Повышенная мера административного наказания предусмотрена в отношении указанных лиц, при повторном нарушении правил или проведении несанкционированного митинга в непосредственной близости от мест нахождения   ядерной установки, радиационных источников или их отходов.

Административные наказания, предусмотренные статьей 20.2 КРФ об АП, определяются судом.  Спектр наказаний по данной статье широк – административный штраф, обязательные работы, административный арест.

Говоря об административной ответственности, которая на практике применяется к нарушителям общественного порядка, в том числе и во время проведения массовых мероприятий, следует иметь в виду, наличие в административном кодексе «универсальной» нормы –  статьи 20.1 «Мелкое хулиганство».

Наказуемыми являются действия, нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу. Причем, с точки зрения законодателя, это могут быть любые действия, которые сопровождаются нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к окружающим людям, уничтожением или повреждением стороннего имущества. Ответственность участника митинга за мелкое хулиганство во время его проведения, наступает вне зависимости от того, обращали ли иные лица внимание на действия нарушителя.

«Универсальный» характер нормы проявляется в отсутствии определенного законом перечня слов и выражений, подпадающих под категорию «нецензурная брань». Также немало вопросов возникает и при рассмотрении признака «оскорбительное приставание к гражданам». Например, для кого оскорбительное, что значит приставание, почему только к гражданам? Таким образом, любой митингующий, может без особого труда быть подвергнут ответственности за мелкое хулиганство, которое наказуемо не только административным штрафом, но и административным арестом на срок до пятнадцати суток.

Порядок привлечения к административной ответственности рассмотрен здесь.

Наряду с административной ответственностью в отношении лиц, привлеченных ранее более двух раз в течение полугода, по статье 20.2 КРФ об АП, применяется уголовная ответственность. Статья 212.1 УК РФ предусматривает возможность назначения различных наказаний, вплоть до лишения свободы сроком на 5 лет. Таким образом деяние относится к категории преступлений средней тяжести.

Какие действия участников митинга считаются противоправными

Поведение участников любого публичного мероприятия - митинга, шествия, пикетирования, регламентировано законом. Федеральный закон запрещает участнику:

  • скрывать свое лицо, применять маскировку и предметы, которые затрудняют идентификацию личности человека по его внешним признакам;
  • хранить и носить при себе предметы, ограниченные или запрещенные в гражданском обороте: любое оружие, колющие и режущие предметы, взрывопожароопасные вещества, предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, пиротехнические изделия, ядовитые и едко пахнущие вещества и другие предметы, согласно перечня, указанного в части 4 статьи 6 Федерального закона;
  • хранить, употреблять, распространять алкогольную и спиртосодержащую продукцию, включая пиво и пивные напитки;
  • находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения;
  • совершать иные противоправные действия, нарушающие общественный порядок (нецензурная брань, непристойные жесты, неповиновение законным требованиям сотрудника полиции, призывы к насилию и прочее);
  • причинять вред имуществу или личности.

Защита участников митинга при незаконном привлечении к ответственности

В зависимости от характера противоправных действий лица и наступивших последствий, законом предусмотрена административная или уголовная ответственность. Безусловно, нарушения правил поведения на любом публичном мероприятии, должны решительно пресекаться органами правопорядка. Однако, принцип законности в деятельности правоохранителей, не должен подменяться целесообразностью, оправдывающей любые средства в достижении цели.

В действительности, далеко не всегда действия полиции носят законный характер. Так как любое массовое мероприятие по своей сути предполагает множественность его участников, то нарушения, допущенные несколькими лицами, могут быть вменены и остальным митингующим, находящемся в непосредственной близости к реальным нарушителям.

Например, пресекая противозаконные действия зачинщика беспорядка, у которого находится в руках горящий файер, сотрудники полиции, пытаясь задержать нарушителя, вынуждены применять соразмерную и допустимую в таких случаях физическую силу к другим лицам, находящимся рядом с нарушителем. При этом, поведение сторонних лиц, пассивно стоящих на пути полицейских, может быть воспринято последними, как противодействие и невыполнение законных требований. Таким образом, при расширительном толковании закона (а это неправильно), пассивные действия митингующих, могут квалифицироваться как мелкое хулиганство.

Когда дело доходит до массовых беспорядков, то задержания митингующих и их доставления в отделы полиции, могут носить неограниченный и неизбирательный характер. Положение участников митинга может усугубиться в случаях совершения на митинге следующих преступлений: оскорбления полицейских (статья 319 УК РФ), применения насилия в отношении сотрудников полиции (статья 318 УК РФ), хулиганства (статья 213 УК РФ), массовых беспорядков (статья 212 УК РФ). Без помощи юриста в такой ситуации обойтись будет непросто. Желательно как можно быстрее обеспечить задержанного юридической помощью. Причем должностные лица правоохранительных органов не обязаны приглашать адвокатов для административно задержанных.

Согласно статьи 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, для оказания правовой помощи лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении допускается защитник. То есть, у лица, которого задержали на митинге, имеется право на приглашение защитника.

Оспорить законность задержания и привлечение к административной ответственности проще, пока не составлен материал, доказывающий вину задержанного. Срок административного задержания по нарушениям, предусмотренных статьями 20.1, 20.2 КРФ об АП составляет не более 48 часов. Исчисление срока начинается с момента доставления задержанного в отдел полиции. Поэтому первоначально, время работает на задержанного, однако, когда весь материал уже составлен и наполнен доказательствами, оспорить вину будет сложнее.

О том, как оспорить постановление по делу об административном правонарушении подробно изложено в статье.

Своевременное вступление в дело адвоката дает возможность предотвратить необоснованное привлечение к административной ответственности либо минимизировать последствия при назначении наказания за совершение административного проступка. Также, грамотные действия защитника исключают возможность незаконного возбуждения уголовного дела в отношении лица, задержанного во время проведения митинга.

 

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

Комментарии   

#6 Юридический консультант 15.07.2019 08:53
Здраствуйте, Виктория.
Сроки давности за нарушения норм специальной части КРФ об АП определены в статье 4.5 настоящего кодекса.
Цитировать | Сообщить модератору
#5 Виктория 27.06.2019 15:20
Каков срок давности привлечения к административной ответственности за участие в несогласованном митинге?
Цитировать | Сообщить модератору
#4 Юридический консультант 31.07.2018 08:54
Цитирую Талгат:
Здравствуйте. Имеют ли право привлечь к ответственности лицо, находящееся на месте проведения несанкционированного мероприятия и никаких противоправных действий не совершающее.

Здравствуйте, Талгат.
Для ответа на Ваш вопрос следует помнить, что согласно действующего КОАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образлм необходимыми элементами, без наличия которых человека нельзя привлечь к ответственности, являются противоправность его поведения и вина
Под противоправностью в юридисеской науке понимается нарушение лицом норм и запретов , установленных законом. В нашем случае - это участие в незаконном митинге.

Вина - эо умышленное или неосторожное действие (бездействие) лица, нарушевшего закон. Административное правонарушение, предусмаривающее ответственность за участие в несанкционированном митинге может быть совершено только умшлено.
Таким образом , если правоохранители докажут, что поведение фзического лица, привлекаемого к административной ответственности носило умышленный и противоправный характер, то таком случае можно говорить о законности наступления ответственности. Напртив, если человек не принимал участия в несанкционированном митинге, а волей случая находился в месте его проведения и не нарушал предписаний закона, то оснований для привлечения к ответственности не имеется.
Цитировать | Сообщить модератору
#3 Талгат 31.07.2018 08:53
Здравствуйте. Имеют ли право привлечь к ответственности лицо, находящееся на месте проведения несанкционированного мероприятия и никаких противоправных действий не совершающее.
Цитировать | Сообщить модератору
#2 Юридический консультант 31.07.2018 08:52
Цитирую Андрей Борисович:
Здравствуйте.
По каким критериям суды назначают наказания по статье 20.2 КОАП, мне не понятно - почему одни получают штраф, а других подвергают аресту?

Здравствуйте, Андрей Борисович.
Вы затронули достаточно объёмную тему, ко торой посвящена целая глава кодекса РФ об административных правонарушениях.
Наказание за любое правонарушение, в том числе и по указанной Вами статье 20.2 КоАП РФ, назначается, если судья признает действия лица, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении.
Статья 20.2 именуемая как
Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования состоит из 8 частей, каждая из которых устанавливает административную ответственность перечисленных в диспозиции лиц за совершение тех или иных действий, нарушающих порядок согласования, организации, проведения митинга, шествия, собрания, пикетирования и пр.
Каждая часть статьи, включает в себя санкцию, то есть наказание за совершенное правонарушение. Таким образом, наказание назначается исключительно в пределах санкции правовой нормы, то есть статьи 20.2.
Действующая редакция рассматриваемой нормы выглядит следующим образом:

1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)
3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)
4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)
5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 258-ФЗ)
6.1. Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 258-ФЗ)
7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, -
влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
(часть 8 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

При назначении наказания по статье 20.2 КоАП лицу, привлекаемому к ответственности учитываются:
- характер совершенного им административного правонарушения, данные о его личности (пол, возраст, семейное положение, занятость, характеристики...) ;
- имущественное положение (наличие и размер дохода);
- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (указаны в статьях 4.2 и 4.3 кодекса).
Если судья посчитает, что правонарушение совершено в исключительных обстоятельствах, связанных с личностью лица, его имущественным положениям, а также характером нарушения, размер административного штрафа может быть уменьшен до 50 процентов (если минимальный размер штрафа превышает 10 тысяч рублей).

Если статья предусматривает наряду со штрафом возможность назначения административного ареста, то последний применяется в исключительных случаях. Арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, и иным лицам, указанным в статье 3.9 КоАП РФ.
Цитировать | Сообщить модератору
#1 Андрей Борисович 31.07.2018 08:51
Здравствуйте.
По каким критериям суды назначают наказания по статье 20.2 КОАП, мне не понятно - почему одни получают штраф, а других подвергают аресту?
Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить